На прошлой неделе в Кремле собрались семеро губернаторов во
главе с Президентом. Президиум губернаторского собрания определялся с датой и
повесткой дня первого заседания Госсовета. Решили, что Госсовет соберется 22
ноября и рассмотрит вопросы стратегии развития государства и государственной
символики.
Похоже, губернаторам все больше нравится идея подобного рода
совещаний в Кремле: несмотря на кажущуюся декоративность и пока сомнительную
легитимность, Госсовет (не говоря уже о президиуме) может реально открыть
"доступ к телу", а это дорогого стоит. Во всяком случае, губернаторы остались
довольны, тем более что вопросы обсуждались действительно судьбоносные, ведь
стратегия государства и его символика - вещи тесно взаимосвязанные. А вот
останутся ли довольны простые граждане - неизвестно, поскольку, если понимание
стратегии будет так же запутано и эклектично, как и понимание государственной
символики, есть основания опасаться, что в лапах у двуглавого орла вместо
скипетра и державы скоро появятся серп и молот, а на музыку Александрова ляжет
текст "Боже, царя храни".
Все это не смешно, поскольку за десять лет наши
государственные мужи так и не продвинулись в понимании сути нашего государства,
которая должна выражаться в его символах. Все те же разговоры, все те же доводы.
В качестве иллюстрации напомним обсуждение этого вопроса на заседании
Государственной Думы двухгодичной давности, когда в первом чтении
рассматривались альтернативные проекты федеральных конституционных законов о
государственном флаге, гербе и гимне РФ. Забегая вперед, заметим, что доводы
главного геральдмейстера Георгия Велинбахова тогда не произвели на депутатов
ровным счетом никакого впечатления. Ни президентский, ни альтернативные ему
проекты так не прошли. А воз, как говориться, и ныне там. Но послушаем
аргументацию.
Общий рефрен: музыка Глинки сложна и не подходит, потому
что согласно требованиям, предъявляемым к гимну, его мелодия должна быть
доступной для любого, кто желал бы ее напеть. Поэтому надо оставить музыку
Александрова, а на написание текста объявить конкурс.
Коммунисты
выступили в своем репертуаре: "Конституция РСФСР, на основе которой
утверждалась государственная российская символика, была уничтожена в 1993 году
залпами танков. В гербе должна быть утверждена динамика развития страны. В
сознании народа двуглавый орел воспринимается как символ царизма. Гимн СССР знал
весь мир. По части гимна и флага коммунистов полностью поддержал
Жириновский: не годится возвращаться к музыке, написанной композиторами
прошлого века. Гимн СССР имел не политическое, а моральное значение для народа.
Мы готовы поддержать гимн СССР. Не народ, а группа предателей настаивала на
принятии трехцветного флага. Мы готовы согласиться и на красный
флаг.
А вот по части герба мнения коммунистов и Жириновского
несколько разошлись. Ни орел, ни молот с серпом лидеру ЛДПР не приглянулись:
"Орел давно издох. Воронье над Россией. Нас окружает одна мерзость. Где тот
рабочий класс, который выступил на защиту пролетарской символики!?" Он предложил
проголосовать за возврат гимна СССР, а вопрос о флаге и гербе вынести на
референдум одновременно с проведением парламентских выборов. Его поддержал Олег
Морозов. Многие депутаты посчитали, что формирование символики не должно носить
идеологический характер: СССР уже не вернешь, поэтому нет смысла возрождать
советскую символику, надо возрождать российскую.
Не обошлось, как всегда,
без перлов. Депутат Нина Данилова ("Народовластие"), говоря о флаге, напомнила,
что красный цвет всегда служил символом радости, а что касается двуглавого
императорского орла, то, по ее мнению, этот символ не соответствует духу
республики и христианской (?!) заповеди "не поклоняйся и не служи птице
крылатой". В качестве примечания, мы, в свою очередь напомним, что красный цвет
на флаге СССР имел официальную отсылку к ассоциации с пролитой кровью, хотя,
может быть, это кое-кому и в радость.
А что касается упомянутой
христианской заповеди, то очевидно, в данном случае, имелся в виду текст из
Торы, объясняющий запрет на всяческие изображения, который в ветхозаветной
интерпретации звучит так: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели
никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из
среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений
какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо
скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает
под небесами, изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения
какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и
увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не
поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам
под всем небом." (Библия. Кн. "Второзаконие.", гл. 4, ст. с 14 по
19.)
При таком разброде в головах и душах, наша государственная символика осталась неузаконенной, а Россия осталась с "неофициальными" двуглавым орлом, трехцветным флагом и гимном без слов на музыку Глинки.
Если кто-то думает, что за два года что-нибудь изменилось, то жестоко ошибается: кремлевские звезды по прежнему на башнях, мумия Ленина - в мавзолее, трехцветный флаг соседствует с красным, а предложения по гимну колеблются в небогатом диапазоне от "Широка страна моя родная..." до "Союз нерушимый…" На сегодняшний день мы имеем пока только два весьма смутных и неоднозначных признака того, что Кремль захотел, наконец, хоть как-то продвинуться в этом вопросе. Во-первых, создана очередная "символическая" комиссия во главе с питерским губернатором Яковлевым, а, во-вторых, в кремлевских коридорах замаячила фигура кинематографического самодержца Никиты Михалкова. Каков настрой самого Президента, и во что все это, в конце концов, выльется, мы узнаем уже в скором будущем.
А пока политические спекуляции вокруг символики продолжаются. Напомним, что еще в 1990 году при разработке государственной символики РСФСР специальной комиссией были рассмотрены три концепции: возможность сохранения с некоторой доработкой советских символов, создание принципиально новой символики и возвращение к традиционной российской геральдической символике. Решили остановиться на третьем варианте, поскольку историческими символами, выражающими идеи суверенности, единой государственности и отражающими геополитическое положение России, были признаны бело-сине-красный флаг и двуглавый орел. Это решение было утверждено Съездом народных депутатов России 31 октября 1991 года. В том же году проект государственного герба в виде золотого двуглавого орла на красном поле был одобрен правительством и представлен на рассмотрение в Верховный Совет. Дальше дело не пошло, поэтому до принятия соответствующего закона герб, флаг и гимн России были утверждены указами президента в ноябре и декабре 1993 года, которые, по сути, продляли действие соответствующих актов от 1990 и 1991 гг. И вот, начиная с 1993 года, вокруг государственной символики не утихают споры.
Возьмем, например, трехцветный флаг, который насчитывает 300-летнюю историю. Его противники утверждают, что Петр I низвел значение флага до коммерческого символа. Однако, как подчеркивает Георгий Виленбахов, вся международная флажная практика строится на том, что государственные флаги, как правило, совпадают с флагами торгового и гражданского флота, в то время как военные флоты имеют свои особые полтнища, что должно указывать на особый статус военного корабля.
Помимо прочего, системы флагов имеют геополитическую ориентацию. Существуют, например, панарабская или панафриканская системы. Наш флаг относится к панславянской. Она сложилась в 1848 году, когда панславянский конгресс, объединивший представителей тех славянских народов, которые в то время боролись за свою независимость, решил, что флаги этих народов должны строиться на основе российского триколора. Поэтому государственные стяги Словакии, Словении, Чехии, Черногории, Хорватии, Боснии, Сербии стали напоминать российский. А это уже геополитика, и возвращение нашего традиционного триколора означает возвращение в панславянскую систему.
Противники бело-сине-красного флага любят повторять, что он использовался власовцами. Но власовцы также широко использовали и Андреевский крест, и слово "Российская" в названии своей армии. По мнению Виленбахова, отвечают за преступления люди, а не символы, под которыми эти преступления совершаются, и если уж бросать тень на флаг, то надо, в данном случае, бросать тень на название страны, а это уже абсурд. Добавим, что под красным знаменем, помимо подвигов, было совершено и немало преступлений, поэтому такого рода аргументацию нельзя принимать всерьез. Возвращение трехцветного флага - это дань исторической справедливости, восстановление традиции и распавшейся связи времен. А смысл его цветов, трактуемый как "самодержавие, православие и народность" или "за Бога, царя и отечество", с точки зрения государственного патриотизма предпочтительнее идеологизированного цвета крови, пущенной не то пролетариату, не то пролетариатом.
Когда речь идет о двуглавом орле, то здесь больше всего цепляются к его царской или имперской сути. Напомним, двуглавый орел один из самых древних и глубоких символов, означающий равновесие, совершенство и величие. А в Россию он попал каких-то пятьсот с лишним лет тому назад, причем первоначально не в качестве герба империи. Сначала это был герб Великого княжества Московского, потом Московского царства, и только потом Российской империи. Но главное, что это был символ преемственности духа. "Москва - третий Рим" - под этим лозунгом и двуглавым орлом происходило становление российской государственности, возрождалась и строилась Россия.
Большевики не постеснялись перечеркнуть тысячелетнюю историю: своими по сути незаконными декретами они отменили все то, что было связано с прежним государством, включая ордена, символы и овеянные славой знамена. Когда кровавая бойня, названная потом "триумфальным шествием советской власти", завершилась, под влиянием мутных деятелей III Интернационала произошла замена российского национального государственного герба - двуглавого орла - на символы интернациональные, имеющие, кстати, далеко не однозначную семантику. По мнению Вилинбахова, разговоры о том, что двуглавого орла могут не принять мусульмане или представители каких-то других религий, лишены всякого основания. Если мы обратимся к истории, то увидим, что двуглавый орел также широко использовался в мусульманском и арабском мире. Кроме того, уместно напомнить, что в Российской империи существовали ордена, названные именами святых. И в российской же армии служило достаточное количество мусульман и представителей других религий. Так вот, специально для них на этих орденах заменяли изображения святых на изображение государственного герба - двуглавого орла. И сейчас, несмотря на то, что многие существующие государственные награды несут на себе изображение двуглавого орла, не известны случаи, чтобы кто-то, включая мусульман и депутатов Государственной Думы, от них отказывался.
Что касается гимна, который был введен в 1990 году, то он не отменял гимн СССР, а стал гимном суверенной России и существовал наряду с общесоюзным. Развал СССР в 1991 году автоматически упразднил и гимн, поскольку государство, которому он принадлежал, перестало существовать. То, что на музыку Глинки до сих пор не придуманы слова, (вернее придумано-то много, но ни один текст не утвержден), - печальный факт, который вовсе не говорит о том, что музыка плоха или слишком сложна для исполнения. Просто этим всерьез никто не занимался, как, впрочем, и воспитанием уважения к символике государства.
А все разговоры о том, чтобы оставить музыку Александрова, но при этом написать новые слова - не более, чем очередная уловка коммунистов и примкнувших к ним левых, которые, будучи депутатами Государственной Думы носят на лацканах пиджаков не значок с флагом современной России, то есть государства, в котором они живут, а значок с флагом государства, которое они намереваются возродить и навязать всем остальным. То же и с гимном. Ведь гимн имеет достаточно сильное воздействие на эмоции и подсознание, исполняется в особо торжественных случаях, и какие бы новые слова придуманы ни были, очень трудно будет вытравить подсознательное: "партия Ленина - сила народная нас к торжеству коммунизма ведет" и т.д. На это и расчет.
До недавнего времени "Союзу нерушимому" противостояло только упрямство "первого гаранта". Как поведет себя Путин, пока непонятно. Ходят слухи, что он не против рассмотреть "александровский" вариант, если, конечно, Никита Михалков не убедит его, что "Боже царя храни", например, куда более органично будут сочетаться со всей прочей державной атрибутикой. Но это лишь слухи.
На наш взгляд, президент поступил бы правильно, если бы решительно прекратил всяческую лукавую полемику на предмет возрождения в том или ином виде советской государственной символики, оставил и законодательно утвердил трехцветный флаг, герб в виде двуглавого орла и гимн на музыку Глинки, объявив при этом конкурс на написание текста. Но дело будет не доведено до конца, если на кремлевских башнях не появятся вместо привычных, но нелепых по виду и сути красных звезд, золотые орлы, а тело Ленина не будет предано земле.
В заключение хотелось бы отметить еще один момент, о котором уже вскользь упоминалось. Речь идет о необходимости планомерной, комплексной и согласованной работы по воспитанию уважения к государственным символам России, чему при Ельцине практически не уделялось внимания, и что является важнейшим элементом государственной политики. Имеющее место пренебрежительное отношение к государственным символам новой России объясняется отнюдь не популярностью коммунистических идей и символов, как это пытаются представить, а отсутствием должного воспитания. Восстановить связь времен, которую семьдесят лет абсолютно сознательно и планомерно разрывали, могут только знание и уважение традиций, истории, реликвий прошлого нашей страны, которые надо столь же сознательно и планомерно внедрять и воспитывать.
Yтро.ru
16 октября 2000 года