ВЫСТУПЛЕНИЕ БОРИСА ГРЫЗЛОВА ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ЗАКОНОПРОЕКТА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Уважаемые коллеги, 

Очевидно, ни у кого не вызывает сомнений, что государство не имеющее общенациональных символов - герба, флага, гимна - не может считаться полноценным. Эти символы не абстракция, а свидетельство исторической преемственности и уважения традиций. Эти символы объединяют граждан государства вне зависимости от их политических или религиозных убеждений, помогают преодолеть разногласия во имя общественного блага. Именно так достигается национальное величие.

Дискуссия, развернувшаяся в нашем обществе вокруг государственной символики, естественная сама по себе, приобрела, к сожалению, оттенок абсурда. Музыкальным произведениям пришпиливаются идеологические ярлыки, сопоставление текстов превращается в конкурс пародий. Дискутирующие стороны обмениваются все менее парламентскими определениями. Некоторые перевозбудились настолько, что приравнивают предстоящее голосование легитимного представительного органа страны к государственному перевороту.

Все это говорит об одном - наше общество еще далеко от социальной уравновешенности, политической терпимости, которая не в последнюю очередь является залогом его благосостояния.

Предлагаемые на утверждение Парламента государственные символы восстанавливают непрерывность российской традиции, а значит и высшую справедливость, смысл которой в том, что история нашей страны принадлежит каждому из ее граждан, что сама эта история есть результат труда, подвигов, жертв многих поколений. Для нас - партии "Единство" - это вопрос принципа. Мы считаем, что наша общая ответственность перед прошлым и будущим в том, чтобы раз и навсегда отказаться от переписывания истории. Те, кто вычеркивают из общенациональной летописи советские страницы, мало отличаются от автора Краткого курса ВКП (б). История России заслуживает того, чтобы ее продолжали.

Трехцветный российский флаг, введенный Петром Великим, кажется, вызывает меньше всего споров. Петра у нас принято уважать. И хотя экономика, которую строил великий реформатор, была насквозь мобилизационной и стоила народу огромных жертв, никто из сегодняшних либералов не будет, я надеюсь, требовать на этом основании отказа от триколора?

Не все согласны с двуглавым орлом. Представителям левых партий, возможно, претит его имперский облик. Однако этот герб несет в себе глубокую традицию политики России, со времен Византии обращенной одинаково и к Европе и к Азии. Полагаю, в этом нет ничего противоречащего убеждениям наших коллег из КПРФ?

В полемике о мелодии российского гимна, на мой взгляд, особенно много преувеличений. Наши коллеги из фракций СПС и "Яблоко" акцентируют внимание на том, что на определенном этапе музыка Александрова являлась гимном большевиков. Но для наших сограждан эта мелодия осталась в памяти гимном страны, а не любимой пластинкой Политбюро ВКП (б). Нельзя не помнить, что отказ от "Интернационала" и принятие нового гимна в 1943-44 годах происходили на фоне реабилитации многих российских традиций, символов и ритуалов. Это дорогого стоит.

Вообще, я бы хотел привлечь внимание противников мелодии Александрова к тому факту, что начало написанного им гимна, вообще не принадлежит советской эпохе. Послушайте увертюру "Былина" замечательного русского композитора Василия Калинникова. Среди прочих мотивов, которыми так богата его работа, вы легко узнаете главную музыкальную тему гимна СССР. Калинников написал это произведение в 1892 г., и его трудно заподозрить в симпатиях к сталинскому режиму. Кстати, "Былина" в советское время была впервые исполнена лишь в начале 50-х годов. Александров, возможно, обнаружил партитуру в архивах, и развил тему Калинникова, превратив ее в законченное самостоятельное произведение. В этом нет ничего необычного. Это лишь продолжение музыкальной традиции. Таким образом, прямолинейная идеологизация мелодии Александрова представляется необоснованной.

Еще большим преувеличением мне кажутся заявления о том, что под музыку Александрова чуть ли не расстреливали. Гипербола недостойная серьезной дискуссии. Мне не приходилось слышать покаянных рассуждений, например, о вьетнамцах, которых бомбили под звуки гимна США, или алжирцах, расстрелянных под "Марсельезу". Кстати о "Марсельезе". Французы принимали этот гимн дважды: в 1795 и 1879 году. Причем во второй раз его принятие стало символом утверждения республиканского строя, примирения нации, пережившей угрозу реставрации и расстрел Парижской Коммуны. И хотя тексты сохранили весь пафос и ярость революционных солдат, я не слышал ни об одном государственном деятеле, писателе или промышленнике Франции, который не встал бы при звуках национального гимна. История "Марсельезы" - поучительный урок общественного согласия.

При всем уважении к тем, кто ожесточенно требует отказа от мелодии Александрова как символа сталинизма, не могу понять их непоследовательности. Нельзя одновременно гневно требовать отмщения за жертвы репрессий и гордо носить награды и почетные звания, учрежденные Сталиным.

Господа, вы можете не вставать при звуках нового гимна России, но знайте, это будет неуважением к тем, кто жертвовал собой за нашу общую сегодняшнюю свободу.

Завершается 20-й век, ставший колоссальным испытанием для нашей страны. Сегодня у нас есть не просто возможность - обязанность, сделать все необходимое, чтобы вывести Россию на путь мирного развития. Мы сделали первые шаги в этом направлении. Принимая государственные символы Российской Федерации, мы утверждаем свою решимость содействовать общенациональному согласию, без которого успех реформ невозможен.

8 декабря 2000 года



КОММЕНТАРИЙ


Блеск! Таких демагогов надо еще поискать!!! Самого Путина обскакал. Вот что делает с человеком любовь к начальнику. Борис Грызлов напоминает мне авторов восхваляемого им "Гимна партии большевиков". Сходство - один к одному.

А вот сходство между "Марсельезой" и "Гимном партии большевиков" отсутствует полностью. Как можно сравнивать призыв к борьбе с захватчиками и тиранами, призыв к борьбе за свободу с лживой холуйской песней, восхваляющей палача, душегуба и тирана, превратившего страну в концентрационный лагерь! Надо обладать уж очень воспаленным и болезненным воображением.

Желающие сравнить оба текста, а также узнать о неоднозначном отношении французов и к своей истории, и к своему гимну, могут сходить на страничку, посвященную "Марсельезе".



Олег Резепов


На главную страницу



Используются технологии uCoz